Третье воскресенье Великого поста. С каждым днем мы ближе чувствуем эту радость Пасхи. Потому что на самом деле, пройдя по пути Великого Поста, надо, может быть, одним глазом (образно говоря) смотреть на повседневную жизнь, на то, как мы хотим работать над собою, чтобы очиститься. Но другим глазом надо постоянно смотреть на Пасху. Потому что время Великого поста – это все-таки радостное время. И, действительно, когда начинается Великий пост, Пепельная Среда, во время этой первой Мессы Великого поста, в префации Мессы мы читаем такие слова: «Благословен Ты Господи, ибо верных Твоих Ты ежегодно удостаиваешь ожидания Пасхальной Тайны в радости и чистоте сердца».

Все-таки время поста – это время радости.

– А почему Вы это нам говорите?

А потому что иногда (не только здесь, я сейчас езжу по многим приходам), уже с самого начала Поста, песнопения, молитвы, или тон, когда читаем чтения, немножко траурный, печальный. Нет, Великий пост – это не траур. В Великий пост не надо делать печальные лица. Нет. Великий пост не для того, чтобы печалиться, а наоборот, это время для того, чтобы наполниться надеждой. Что все-таки милосердие Божье, благодать Божья, сила Воскресения сильнее зла и сильнее греха. Всякого. Поэтому это время надо провести с надеждой и радостью.

Так что вы тоже смотрите за собой, как проходит это время, есть надежда в ваших сердцах, есть радость? Потому что, если мы серьезно стараемся пройти по пути Великого поста для очищения нашей жизни, то это надо делать с надеждой и радостью. Никто не может бороться против греха с печалью. Не получится. Никто не может бороться против греха, если не надеется. Поэтому надо постоянно смотреть на Пасху, на радость Пасхи, на свет Пасхи. И вот в этом духе мы должны тоже размышлять над Божьим Словом. Это призыв Церкви, это призыв Бога к обращению, к чистоте нашей жизни, нашего сердца, но в то же время это призыв к надежде, к радости.

И вот Иисус входит в храм, и картина там, конечно, невеселая, потому что когда Он вошел в Иерусалимский храм, Он очень сильно расстроился. А расстроился тем, что видел, что храм превратили в дом торговли. И, так необычно, что Он делает то, чего никогда не делал. Он сделал плеть и начал выгонять всех, и эти столы, которые были там установлены для торговли, для продажи того, что нужно было для культа, для совершения обрядов в храме, Он опрокинул. Никого не боялся. И сказал эти слова: «Вы превратили дом Божий в дом торговли. Вы превратили дом, который создан для того, чтобы стать домом молитвы, в дом торговли».

Но мы знаем, Он также сказал: «Настоящий Храм с сегодняшнего дня – это Я Сам». Он так прямо не сказал, но Он сказал, что если вы разрушите этот Храм, (то есть Его тело), в три дня Бог его восстановит». Он имел в виду Его смерть, Его Воскресение. Но также мы знаем, что храм Божий – это мы, это наше сердце, это наша жизнь. Об этом апостол Павел говорит, что «ваши тела – это храмы Божьи». В нем обитает Святой Дух с момента нашего крещения.

И вот, читая этот отрывок Евангелия, я пришел к такому вопросу: что бы Иисус сделал, как бы Он себя вел, если бы вошел в наше сердце? Не опрокинул бы наши столы? Что на них, на этих столах нашего сердца? Мне кажется, что вопрос о том, как мы пытаемся установить наши отношения с Богом? Не то ли, что мы пытаемся с Богом, например, установить как бы рыночные отношения, в том плане, что: я прочту Розарий, скажу сколько-то молитв, буду поститься, а Ты со своей стороны мне должен давать, что я хочу. Может быть и так, что на самом деле, иногда мы относимся к нашим молитвам, нашим постам, или нашим религиозным действиям так: я – столько, а Ты – столько». Получается, что с Богом у нас такие рыночные отношения. Иисус этого ужасно не любит.

Он не любит этого обрядоверия, потому что Он хочет, чтобы наши сердца тоже стали домом молитвы, домом общения с Богом. Мне кажется, что можно так же сказать, наши сердца должны быть, как, например, дом Марфы, Марии и Лазаря. Иисус приходил к ним, находил, например, людей, желающих с Ним общаться, служить Ему в этой атмосфере взаимопонимания, любви, а не такого отношения: вот я прочту эти молитвы, я совершу эти обряды, а вот Ты должен мне давать… На самом деле, время поста, мне кажется, это то время, чтобы  произошло это очищение, о котором говорится. Каковы мои отношения с Богом? К кому я возношу мои молитвы? Как? К Отцу? Какие столы Иисус, войдя в нашу жизнь, в наше сердце, опрокинул бы тоже? Чего я ищу в храме? Как я в нем служу? – вот такие вопросы возникают, мне кажется, когда читаешь, размышляя над тем, что Иисус сделал, когда вошел в Иерусалимский храм.

«Не превращайте Дом Божий в дом торговли» – сказал Иисус. Если это относить к нам, наше сердце тоже должно быть этим местом общения с Богом. И сегодня также, может быть в этой цели, помогает нам размышление над первым чтением.

Первое чтение было об установлении десяти Заповедей. Может быть, десять Заповедей, это как раз те правила, которые помогают нам установить с Богом правильные отношения. Уже не по нашим понятиям или соображениям религиозной жизни, а как Бог этого желает. Люди нашего времени не всегда понимают заповеди. Потому что заповеди очень часто могут казаться одним, что это произвольные запрещения Бога: этого нельзя, того нельзя, третьего не делай, или другим как ограничения нашей свободы: «Бог Своими Заповедями просто ограничивает нашу свободу и не дает нам реализовать себя». А вот в Книге Второзакония говорится, что говорит Господь Израилю: «Слушай, Израиль! Старайся исполнить это (то есть Заповеди), чтобы тебе хорошо было». То есть Заповеди даны Богом для того, чтобы мы были счастливыми.

И принять их надо как Дар Божий: Слава Богу, что Бог в Своем милосердии открыл Себя и дал нам Заповеди, чтобы мы знали, как жить, как быть счастливыми. На самом деле, если взять законодательство любой страны, почти все законы так или иначе соотносятся с Заповедями. Почти. Если бы человек жил по Заповедям, то на законодательство можно было бы и не смотреть, потому что всё равно жил бы правильно. «Старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было» (Втор 6, 3). Можно сказать, что эти Заповеди, как барьеры. Когда ты едешь по опасной дороге, по горной дороге, есть эти барьеры, указатели, чтобы неопытные водители или неосторожные не убили других и не подвергали свою жизнь опасности. Они нужны, они нам помогают. Это как дамбы, они тоже нужны, или прибрежные ограждения, чтобы реки не выходили из берегов. Получается, что Заповеди для того, чтобы наша жизнь была счастливой.

И когда в любом обществе так бывает, что есть грехи, которых слишком много уже совершается: обман, убийства, насилие – происходит то же самое, когда убираются ограждения набережных, или ломаются дамбы – начинается лавина и смерть, когда не уважаются Заповеди. И вот первая Заповедь – это все-таки заповедь любви, потому что она содержит все остальные: «люби Бога и ближних, как самого себя». Это совершенство закона. Размышляя над этим, особенно во время Великого поста, мы должны ставить и такой вопрос: «А у меня как с Заповедями? Как я к ним отношусь? Со всеми Заповедями у меня все в порядке? Или я избирательно их выполняю?»

Потому что такое тоже происходит, что есть люди, которые могут сказать: «У меня все в порядке, я не убиваю, я не краду…». Но они чувствуют себя оправданными этим, чтобы нарушать другие заповеди. Вы смотрели фильм «Крестный отец»? В этом фильме есть такие знаменитые фразы, например, «крестный отец» говорит правильные вещи относительно семьи: «Мужчина, который не уделяет время своей семье – это не мужчина». Красиво, правда? Или про дружбу. Казалось бы, какой он хороший человек. Но этот же человек делает такие «предложения, от которых отказаться нельзя», то есть он некоторые заповеди как бы выполняет, а на другие не смотрит: обмануть, убивать. Но про уважение отцов – супер! Старшие.

И вот в нашей жизни тоже может случиться так, как в этом фильме. То есть мы молодцы с некоторыми заповедями, а с другими? Про воскресную Мессу, например. Надо пройтись по Заповедям: «И как у меня с этим?» Потому что Господь сказал: «Я тебе даю эти Заповеди, чтобы ты был счастливым. Хочешь счастья?» Поднимите руку, кто не желает счастья? Все желают. И вот Господь тебе говорит: «Живи по Заповедям – и в этом счастье твое».

Вот это Слово нам в третье воскресенье Великого поста. Мы еще раз с радостью, с надеждой должны приступить к этой работе над собой. Это необходимо. С надеждой. Очистить наш дом, наш храм с хорошим настроением, с надеждой. Пройтись по Заповедям. Рекомендуется во время Великого поста сотворить исповедь, но не так, чтобы просто успокоить совесть или священника, что, мол, исповедался. Нет. Чтобы Иисус, войдя в мою жизнь, чувствовал Себя как у Марфы, Марии и Лазаря. Как дома, уютно. Чтобы наше сердце было местом молитвы, общения, принятия Господа. Об этой милости просим, продолжая нашу молитву.

о.Диогенес Уркиза

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 04.03.2018