Сегодня Церковь празднует Рождество. Рождество Господа нашего Иисуса Христа, второго лица Пресвятой Троицы, Слова Божьего, как Его называет святой Иоанн, апостол и евангелист. Сегодня Церковь предлагает в этот день, в день Рождества, несколько вариантов чтения для разного времени. Есть месса навечерия, которая служится накануне, то есть вечером, и там Евангелие, которое мы читаем, это родословие Иисуса Христа. Есть месса ночная, в которой мы как раз в Евангелии читаем о самом событии, рождении Иисуса Христа. Есть месса дня, которую сейчас мы служим, и во время которой Евангелие от Иоанна, который напрямую не рассказывает о событии рождения Иисуса Христа.

Святой Иоанн евангелист написал особенное Евангелие. Его еще называют Иоанн Богослов. Если три Евангелия другие называют синоптическими, то есть они более стремятся передать именно события, которые происходили с Иисусом Христом, Его дела, то святой Иоанн, он прежде всего желает передать то, что за этим событиями стоит. То есть невидимое, мистическое, таинственное содержимое. И таким образом, сегодня мы, читая начало его Евангелия, смотрим и слышим слова, которые объясняют таинственное и, может быть, скрытое от первого взгляда, содержимое Рождества, пришествия Господа в мир. И он объясняет это такими словами: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”. Святой Иоанн евангелист, богослов, апостол, он говорит о Слове, Которое было у Бога, Которое является Богом, то есть о втором лице Пресвятой Троицы. И, можно сказать, заключением этой мысли являются слова чуть подальше в этой главе: “И Слово стало плотию, и обитало с нами”. То есть что Слово Божье, второе лицо Троицы, стало плотью, стало человеком, чтобы жить между нами. Тогда, Слово стало плотью и обитало с нами. Это событие мы празднуем, событие Рождества, событие прихода Сына Божия в мир. Оно для нас очень важно, оно во многом нам помогает. Помогает верующим людям, помогает уверовавшим во Христа.

И чтобы немножко понять, в чем оно нам помогает, хочу так обратиться к одному из великих тоже богословов, но уже намного позже, чем Иоанн апостол, к Фоме Аквинскому, который в своем толковании “Символ Веры” говорит о том, какая польза для нас от воплощения, от пришествия Господа в этот мир, от того, что он стал человеком. И говорит Фома Аквинский, какие плоды у этого воплощения.

Во-первых, утверждается наша вера. И пишет так, вернее, говорит, потом кто-то записывал, это конспект. Когда кто-то говорит что-то о далекой земле, например, когда есть человек, который говорит, ну, вот в Америке так-то и так-то живут люди, так-то происходит все, когда кто-то говорит о далекой земле, но никогда там не был, никто ему не поверит так, как если бы он побывал там. То есть человек, который приехал и рассказывает, как там, например, в Америке. Потому до пришествия Христа в мир, когда патриархи, пророки и Иоанн Креститель говорили что-то о Боге, люди не верили им так, как Христу. Христу, который был у Отца и есть одно с Ним. Поэтому наша вера, которая была возвещена самим Христом, встает тверже. Бога не видел никто никогда, говорит Иоанн евангелист, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Из этого явствует, что многие тайны веры были нам открыты после пришествия Христа или с пришествием Христа, а прежде были скрыты. Христос, Сын Божий, сам Бог к нам пришел и открыл нам тайны о Боге, и то, что мы знаем, то, во что мы веруем, открыто самим Богом. Об этом, кстати, тоже было и второе чтение, послание к евреям. “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне”. И примечательно, что здесь используется “говорил в Сыне”, не “говорил через Сына”, то есть не просто передал какую-то информацию через Сына, но в самом Сыне, то есть во Христе, с нами разговаривал, нам говорил. Не просто словами, но самим Сыном нам говорил, потому что, как мы слышали, еще раз повторим, Сын – это Слово Божие. Сыном Бог нам говорит, всем Его существом, всей Его жизнью и также Его словами. Поэтому укрепляется вера людей, вера в Бога, вера в то, что мы действительно узнали от Него самого, напрямую.

Во-вторых, говорит Фома Аквинский, возрастает наша надежда. Надежда, когда мы надеемся на жизнь вечную. Очевидно, что Сын Божий пришел, приняв нашу плоть, не просто так, а ради нашей огромной пользы. То есть если Бог такое совершил, если стал человеком, то это Он сделал не просто потому, что Ему было нечего делать, а для нашей пользы. Потому что Он совершил взаимный обмен. То есть принял тело и душу и благоволил родиться от девы, чтобы даровать нам, людям, свою божественность. Он стал человеком, чтобы человек стал Богом. Об этом пишет апостол Павел к римлянам, которого цитирует Фома Аквинский, “через него верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою в славе сынов Божиих”. То есть на что мы могли надеяться раньше, до пришествия Христа, на что можно было надеяться? По крайней мере, не на такое величие. Сын Божий принимает человеческую природу, чтобы человека возвысить к Себе самому. Поэтому возрастает наша надежда.

В-третьих, Фома Аквинский пишет, воспламеняется в нас любовь. Как она воспламеняется? Нет никакого более очевидного доказательства Божественной любви, чем то, что Бог, Творец всех вещей, то есть всего существующего, всей Вселенной, стал человеком. Что наш Бог стал нашим братом, что Сын Божий стал сыном человеческим. Это доказательство Его любви к нам. Как пишет также апостол Иоанн, “так возлюбил Бог мир, что послал нам Своего Единородного Сына”. Это выражение Его любви к нам. Следовательно, когда мы видим любовь Божию к нам, тогда в соответствии с этим и любовь к Богу должна разгораться и воспламеняться.

В-четвертых, говорит Фома Аквинский, мы побуждаемся хранить души в чистоте. То есть, чтобы нам хранить себя от греха, чтобы хранить себя в чистоте. Ведь так была превознесена и обогащена наша природа, то есть человеческая природа, посредством союза с Богом, что была возвышена до единства с божественным лицом, то есть Сыном Божиим. Поэтому после воплощения ангел не разрешил блаженному Иоанну поклониться ему, об этом мы читаем в Книге Откровений. Прежде ангел позволял самым великим из патриархов поклоняться ему. То есть человек поклонялся ангелу, и это считалось правильным. Но после воплощения ангел сказал, что уже ты не должен мне поклоняться, я только Божий слуга, тем самым указывая, что человек приобрел большее, высшее достоинство, ибо природа человеческая возвысилась в воплощении Божьем. Поэтому размышляя над своим, то есть над нашим, возвышением и думая о нем, человек должен остерегаться того, чтобы загрязнять свою природу грехом. Не нужно осквернять то, что Бог возвысил, что Бог вознес. Поэтому блаженный Петр говорит, то есть апостол Петр: “Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками божественного естества”. Мы через эти дары становимся причастниками природы Божией, естества Божия, удалившись от господствующего в мире растления похотью, то есть удалившись от греха.

Наконец, в-пятых, говорит Фома Аквинский… Фома Аквинский любит все по пунктам рассказывать. В-пятых, воспламеняется в нас желание достичь Христа. И приводит такой пример, немножко из средневековья. Говорит: “Если у кого-нибудь есть брат царь, который находится далеко от него, то тот, чей брат является царем, будет желать пойти к нему и остаться с ним”. Ну, логично, там будет лучше, место будет лучше. Если бы был брат, там, царь, президент сейчас, что-то такое, то можно пойти к нему, и там какое-то место найдут тебе получше. Поэтому, говорит Фома Аквинский, так как Христос стал нашим братом, то мы должны желать быть с Ним и соединиться с Ним. И апостол Петр желал разрешиться, то есть умереть, чтобы быть со Христом. И это желание растет в нас, если мы размышляем о Его воплощении, чтобы и нам соединиться с нашим братом, который любит нас, со Христом.

Поэтому сегодня немного богословия в этот великий день, радостный, светлый, в праздник Рождества Христова, чтобы нам не только умиляться сердцем, но также и просвещаться разумом и духом. Пусть Господь дарует нам благодать, всегда размышляя об этой Тайне, об этом радостном событии пришествия Христа на землю, укрепляться в вере, надежде и любви и всегда возрастать в стремлении соблюдать себя от греха и соединиться со Христом.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь о.Андрея Старцева в Рождество Христово 25.12.2017