«Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38) – отвечает Пресвятая Богородица Ангелу. Благодаря этому ответу случится то, что мы будем праздновать уже этой ночью, то есть приход в этот мир Иисуса Христа, Сына Божия, который становится Человеком. «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Это событие Благовещения, которое Церковь сегодня нам представляет накануне празднования Рождества, в последнее воскресение Адвента, призвано погрузить нас в то, что переживала Дева Мария, в то, что было для нее удивительным, что могло быть для Нее также страшным. Чтобы мы пережили те чувства, то понимание, о чем Она внутри себя размышляла именно накануне прихода Господа Иисуса Христа, то есть прямо перед Его воплощением и Ее ответ Ангелу, ответ Господу. Ангел говорит Деве Марии: «Не бойся»! Почему говорит Деве Марии – «Не бойся»? Значит, было, почему это сказать, значит, какой-то страх все-таки мог быть в сердце Пресвятой Богородицы. Не бойся! Не нужно бояться, хотя дело, к которому Бог призывает, действительно может ужаснуть. Оно может вселить трепет, страх. «Не бойся, потому что дело, которое Тебе предстоит, бесконечно великое».

Когда бывает, что мы боимся, когда у нас возникает страх? Когда мы сталкиваемся с чем-то необычным и великим. Это внушает страх и трепет. Мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, и это вырывает нас из обыкновенной жизни. Обычно, мы привыкли ходить по земле и понимать все, что мы делаем. Но если представим себя не на земле, а подвешенными где-то высоко наверху. Например, представим себе, что путешествуем на воздушном шаре. Воздушный шар – это очень страшная система, потому что на большой высоте под вами только прутья, деревянные прутья, которые вас отделяют от огромной высоты и не за что зацепиться: если вдруг дно проломится, придется падать. То есть, находясь на воздушном шаре, мы чувствуем себя в новой ситуации, когда под нами нет твердой земли, по которой мы привыкли ходить, и это внушает ужас. Или, если мы представим себя на месте тех рабочих, которые работают на высоте, например, в Кремле периодически моют или ремонтируют звезды, которые на башнях стоят Либо которые должны забраться, например, на Останкинскую телебашню, когда перед тобою весь мир, все от тебя далеко и ты держишься только на честном слове на этой высоте.

Если представить, что смотрим вниз, что смотрим вокруг и обдуваемые сильным ветром, все время рискуем упасть, то это заставляет нас как-то содрогнуться, особенно тех, у кого боязнь высоты. Потому что нет привычной опоры, мы не чувствуем твердости в ногах, мы как будто без опоры. А с Богом всегда происходит так. Пойти по пути Божию – значит, оторваться от привычной опоры, значит оторваться от привычных критериев, которыми думают все остальные люди: неверующие либо мирские. Идти по пути Божию – это авантюра. Что означает слово авантюра? Словарь дает объяснение: Авантюра означает приключение, похождении – это один перевод, другой – рискованное, сомнительное предприятие, рассчитанное на случайный успех, дело, предпринимаемое без учета реальных возможностей. То есть пойти по пути Божию – это в некотором смысле авантюра, то есть мы не можем земными мерками надеяться на успех. «Пойти по пути Божию» – это значит отказаться от системы защиты, опор, подстраховок, которые все люди обычно используют, это значит довериться Богу, а там «будь, что будет». Настоящая вера как авантюра. И если мы вспомним того, о ком Священное писание говорит, что он отец веры – Авраам, то мы увидим этот пример авантюры.

Если бы нам сказали: «Бросай все, бросай работу, бросай свой дом, иди на север, там будет место, где ты будешь жить. Там ничего нет, но твои потомки там построят селение, поселок, но ты сам этого не узнаешь, не увидишь, потому что умрешь раньше». Какая нужна смелость! Потому что примерно так Бог обратился к Аврааму. Какая нужна смелость, чтобы оставить все, что уже нажито поколениями до тебя, оставить то, что уже организовано и работает как часы, чтобы пойти на пустое место. Что же может заставить человека пойти по пути Божию, когда Бог призывает пойти на эту авантюру? Во-первых, уверенность в том, что это Божья воля, а если это Божья воля, значит, Он поможет; во-вторых – это осознание или понимание, что самое главное в жизни – это исполнить Божью волю, не какую-либо другую, не искать каких-либо других благ, а исполнять Божью волю, а все остальное – это на втором плане, второстепенно; в–третьих – понимать, что исполнение Божьей воли – это важно, важнее, чем поступать, как все, чем жить, как все, делать то, что все делают. А также помогает радость от того, что Бог именно тебя призывает, от того, что выбирает для тебя что-то особенное, выбирает для тебя особую милость.

А теперь вернемся к нашему Евангелию. Благовещение. «Ты обрела благодать у Бога» (Лк 1, 30), – говорит Ангел. Эти слова и должны ободрить Деву Марию, чтобы Она согласилась, эти слова говорят Ей об особом избрании – Бог избрал Марию стать Матерью Своего Сына. Такое предложение, то есть такое дело, больше никогда никому не было и не будет предложено. Это единственное в истории всего мироздания. Как и кому такое могло прийти в голову, что такое может быть? Насколько велико это призвание, этот Божий план относительно Нее, насколько должно быть страшно пойти на этот призыв, какая ответственность пойти на этот призыв, какие трудности предстоят, даже сложно вообразить. Но вместе с тем, какая радость участвовать в исполнении Божьего замысла, стать сотрудником Богу, соработником Самому Богу.

И к нам обращены эти слова, мы тоже обрели особую благодать, которой нет у многих других людей. Мы обрели благодать быть Христовыми, быть верующими, быть христианами, то есть быть избранными Богом. Бог нас во Христе избрал. Быть Божьими – это, на самом деле, страшно, потому что мы не знаем, куда это может нас завести, в какую далекую страну, как далеко это оторвет нас от привычных критериев и суждений, от привычных опор и подстраховок, на которые мы всегда опирались. Не знаем, что от нас это потребует: от чего отказаться, как изменить свою жизнь, свой образ мышления. Мы не знаем, к чему это нас обязывает, обяжет, что нам придется делать. Придется делать то, что мы, может быть, никогда не делали. Придется свидетельствовать, например, о своей вере перед другими людьми, жить заповедями и бороться с собственными пороками, бороться иногда до крови. Эта ответственность, которую мы на себя взяли, или которую мы должны на себя взять, потому что те, кому больше дается, с тех больше потом и спросится. И то, что мы получили от Бога, за это с нас и спросится. Нам дана вера, нам дано познание Божьей воли, и с нас спросится за ее исполнение.

Это будет трудно, потому что придется плыть против течения, против общего мнения, придется стать человеком «не от мира сего», а значит, стать объектом насмешек, если не вслух, то тайных, стать объектом осуждения людей неверующих, или тех, кто верит только формально, а живет по-мирски и думает по-мирски. «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38) – это ответ Девы Марии. Она, несмотря на все те трудности и сложности, которые могут возникнуть, отвечает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк, 1, 38). Таков должен быть и наш ответ, мы должны довериться Богу, сказать Ему: «Да, да будет» и вступить на Его путь, путь христианской жизни, путь исполнения заповедей, самоотречения, отказа от греха в поступках, в желаниях, в мыслях. Потому что на самом деле путь, к которому Бог нас призывает – это особенный дар, который Он дает, это особая благодать. Это благодать нашей богоизбранности, и за этот дар мы можем только благодарить. И мысль об этом даре, об этой благодати должна наполнять нашу душу радостью.

Пусть Пресвятая Богородица, ответившая Богу согласием на Его призыв, поможет и нам Своим заступничеством внимать голосу Божию, призывающему нас, и следовать Его воле.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 4-го воскресенья Адвента 24.12.2017