Есть такая пословица: «Враг моего врага – мой друг». Примерно это случилось с фарисеями и иродианами – это были, можно сказать, две политические партии, которые противостояли друг другу. Иродианы – те, кто был с царем Иродом. Царь Ирод был, можно сказать, наместником Цезаря, то есть, поставлен со стороны Рима, и иродиане – те, кто ратовал за власть Рима. Фарисеи, наоборот, были больше за иудейский народ, их тяготила римская оккупация и контроль со стороны Рима. Но они вместе пришли к Иисусу Христу, чтобы поймать Его на слове. «Позволительно ли давать подать кесарю?» (Мф 22¸17) Если бы Иисус Христос ответил: «Да, позволительно. Да, надо давать подать кесарю», тогда они сказали бы: «Он не любит еврейский народ, потому что признает оккупационную власть». Если бы Иисус Христос сказал: «Нет. Не позволительно. Не надо платить налоги», тогда можно было бы обвинить Иисуса Христа перед властями, что Он призывает не платить налоги. В чем, в принципе, Иисус Христа и обвиняли потом на суде, говоря перед Пилатом, что Он призывал не платить подать, хотя этого Он не говорил. То есть получается, что Иисуса Христа пытались поставить перед такой неразрешимой дилеммой: «Нужно ли уважать власти? Те, которые есть. Власти, которые могут быть плохими, которые нам не нравятся тем, например, что могут быть оккупантами или тиранией. Что же нужно уважать такую власть?»

Вот если бы нам сейчас задали такой вопрос: «Нужно ли уважать власть тирана? Или власть оккупантов?» Что бы мы ответили? Было бы сложно. И даже сейчас, в относительно спокойные времена, если людям задать вопрос: «Нужно ли уважать власть, государство и правительство?», – по-разному ответят. Кто-то будет говорить: однозначно – да. Кто-то будет говорить: однозначно – нет. Вот такой сложный вопрос задали Иисусу Христу. Такой хитрый вопрос, можно сказать, «еврейский» вопрос. На что Иисус Христос ответил хитро, можно сказать – «по-еврейски» вышел из этой ситуации. Но смысл не в том, что Иисус Христос каверзно ответил, чтобы Его не могли поймать на слове. А то, что Христос сказал – это истина: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22, 21).

Правда, Иисус Христос не ответил непосредственно на тот вопрос, который Ему задавали: о податях, о налогах, которые иудеи должны были платить Риму. А ответил вообще про отношение, которое человек верующий должен иметь к власти, об уважении, которое нужно проявлять, в том числе, к светским властям, к государству, к правительству. Эта форма, которую Он использует, непростая: «Кесарево – кесарю, Божие – Богу» Из этого некоторые философы, богословы делали вывод, что есть в человеке разделение: в Церкви ты одно, а в миру – другое. В миру ты поступаешь, как светский человек, а в храме – как верующий человек. И строго разделяли эти две вещи. А значит, что Церковь и вера не имеют права вмешиваться в государственные дела. То есть возникала теория, которая пытаясь оттолкнуться от этих слов Иисуса Христа, или, по крайней мере, оправдать себя этими словами Иисуса Христа.

Этой проблеме- проблеме отношения верующего человека с обществом, с государством посвящено много. Много посланий Пап Римских и то, что называется «Социальное учение Церкви», которое затрагивает различные стороны этих взаимоотношений между верующим человеком и миром, правительством, государством, и видение Церкви того, как государство существует, каковы его цели, каким должно быть взаимоотношение между человеком и обществом, человеком и государством, другими структурами. Это настолько большая тема, что о ней просто не получится сказать в двух словах.

Но можно сказать кое-что. Две вещи, которые можно применить к этим отношениям с государством. Мы знаем, по крайней мере, две заповеди, которые имеют к этому прямое отношение. Первая – это четвертая заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою». Эта заповедь говорит не только о том, что нужно почитать отца и мать, как мы знаем из Катехизиса, она также говорит о том, что нужно почитать, в том числе, и власти. То есть любить родину в общем, но также и оказывать уважение и к тому, как устраивается сообщество, общество, государство, в котором мы живем. Это значит, что как в семье сын должен почитать отца и мать, значит, быть им послушным пока молодой, прислушиваться к их советам, когда уже отделяется и формирует свою собственную семью, так и в государстве похожим образом устраиваются взаимоотношения между гражданином и властями, государством. Те, кто управляет государством, призваны к тому, чтобы заботиться о своих гражданах как родители. То есть, государство принимает на себя ту роль, которую играют родители по отношению к детям: устроить свою семью, свою страну наилучшим образом. Чтобы граждане могли полноценно развиваться, чтобы обеспечить не только материальное развитие, но также и духовное. То есть сделать все возможное, чтобы человек мог достичь своей цели, ради которой сотворен, – прежде всего, жизни вечной.

Но есть еще одна заповедь. Это вторая заповедь любви: «Люби ближнего своего, как самого себя». Что значит, любить ближнего, заботиться о ближнем? Не только подавать милостыню нищим, а заботиться о тех, кто нас окружает, заботиться о наших ближних. Но кто нас окружает? Не только нищие. Нас окружает, например, наша семья, семья в которой мы живем, значит нужно заботиться о членах своей семьи: о своих детях, о родителях, о супруге. Но не только они нас окружают. Нас окружает и то сообщество людей, в котором мы живем. И о них тоже нужно заботиться. Как же мы проявляем эту заботу? С одной стороны, налоги: мы платим налоги для того, чтобы государство могло организовать систему, которая гарантировала бы благополучие для людей и возможности для того, чтобы они могли развиваться. Но это не только платить налоги, это не только исполнить наш долг один раз в несколько лет, когда мы выбираем кого-то в правительство, пытаясь выбрать лучших, как нам кажется.

Но наши обязанности по отношению к ближнему простираются и на то, чтобы не ждать, что все решится сверху, не ждать, что правительство решит все проблемы: наши собственные и наших ближних, наших соседей. Не ждать, что верховным указом наведется порядок в нашем дворе. Но мы сами тоже ответственны за то, чтобы помогать нашим ближним, стремиться к общему благу. Это значит, поддерживать порядок в своем подъезде, в своем дворе, помогать людям, которых мы встречаем, наших ближних: инвалидам, которые живут на пятом этаже, а лифта нет. Не ждать, пока государство обязательно придумает какую-то систему, хотя оно, в принципе, должно это сделать. Ну, а мы что тогда? Мы тоже призваны Богом любить ближних. Это, в первую очередь, наша забота. Поэтому эта забота, которую и государство должно оказывать, и мы. Уважение, почитание, которое мы должны оказывать государству – оно еще дальше распространяется.

Не только через высшие власти, но и на местном уровне мы должны устраивать благополучие для всех людей, то есть должны как христиане по Заповеди Христовой любить ближних. И мы тоже должны творить это благополучие, искать этого блага для всех людей. Это значит, в том числе, не мусорить, не хамить, соблюдать правила дорожного движения, не парковаться там, где нельзя парковаться. Как много вещей, которые мы часто не делаем, думая: «Зачем?» А это тоже наша ответственность, это тоже «отдавать кесарю кесарево».

Поэтому сегодня, вспоминая эти слова Иисуса Христа, должны мы совершить испытание совести и посмотреть, насколько мы Богу даем Божие, то есть то, что ему полагается: наши молитвы, наше почтение, соблюдение Его Заповедей. И насколько мы помогаем в человеческом плане создать общество, в котором все люди смогут развиваться, смогут прийти к Богу, смогут спасти свою душу.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 22.10.2017