Сегодня мы услышали притчу, которую рассказал Иисус Христос – о работниках в Божьем винограднике, которых хозяин приглашал на работу в течение дня. С раннего утра нашел одних и пригласил их в виноградник за один динарий, а потом в течение дня вновь и вновь возвращался на торжище, на биржу труда, можно сказать, и искал все новых и новых, и всегда находил кого-то еще и снова их приглашал. А в конце дня рассчитывался со всеми, но оказалось, что те, кто пришел последним и работал только один час, получили столько же, сколько первые, кто работал целый день. И первые вознегодовали: «Как ты сравнял нас с этими, с теми, которые, практически не работали, а ты дал им столько?». Эта притча заканчивается словами: «Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф 20, 16) или может быть, как правильнее перевести: «так есть: первые, которые станут последними, и последние, которые станут первыми». В том смысле, что возможно, не все первые будут последними, и не все последние будут первыми. Но это не столь важно.

Фото Расих Фасхутдинов

О чем же эта притча? Эта притча о работниках в винограднике, это притча о Царстве Небесном. Значит, эта притча о нас, о христианах. О Царстве Небесном, значит, с одной стороны – о небе, с другой стороны – о Церкви, которая является Царствием Божьим, которое уже начинается здесь на земле. Значит, не только о том, что будет потом, но и о том, что происходит уже сейчас. И эта притча о зависти, которая есть внутри виноградника Божьего между работниками, то есть между нами, христианами. «Будут первые последними» – в притче понятно, кто первые: кого Господь первых призвал и которые работали в винограднике. Почему они первые? Потому что больше всех потрудились, в этом их первенство, они пришли первые, тяжело работали весь день. Но это в притче, а в нашей реальности, к которой притча относится, кто эти первые? А это мы! Мы, когда за собою закрепляем первенство.

Фото Расих Фасхутдинов

И это первенство может быть в разных видах. То есть, когда мы считаем себя первыми, какое первенство мы можем за собою закреплять? Например, первенство по времени нахождения в Церкви: «я в Церкви уже 50 лет, 60 лет». В России это сложно, но в любом случае: «я прихожанин от самого основания прихода», например, или «в советское время, я подпольно занимался…». Это случается, на территории Советского Союза можно найти священников, либо мирян, пожилых уже, которые в советское время делали много, но которые тоже впадают в это искушение: хотеть быть первыми и чтобы все их считали такими.

Первенство, которое мы закрепляем, может быть также первенством по количеству сил, которые мы отдали Церкви, то есть: «я в церкви с утра до ночи, все для нее делаю, то есть для себя ничего, все для церкви, свою пенсию или зарплату практически всю отдаю на Церковь». Наверное, это сложно, найти такие примеры, но все равно, есть люди, которые все свои силы посвящают Церкви. Таких можно найти, может быть, не всегда в России, не в каждом приходе, но бывают и тоже чувствуют себя первыми.

Первенство по происхождению: «я происхожу из католической семьи, у меня было католическое образование, воспитание в вере», либо: «я происхожу из католической страны, здесь не католики, вы не знаете, а я знаю, как быть католиком», или «из католической культуры», то есть все равно приписывается себе первенство.

Фото Расих Фасхутдинов

Первенство по месту, которое мы занимаем в Церкви. Это не о тех, кто на первых лавочках сидит, понимаете, да? А кто сюда попадает? Прежде всего, священники, настоятель, для которого всегда есть это искушение – считать себя первым; сестры-монахини, которые в приходе много делают, тоже есть искушение считать себя первыми; а также прихожане, у которых есть какое-либо дело в Церкви, например, члены приходского совета тоже могут начать думать: «мы – первые». Что у нас еще есть? Хор есть, например: «Мы – первые, мы постоянно сопровождаем Литургию, делаем ее красивой». Кто еще может быть? Например, «Матери в молитве»: «мы молимся, мы молодцы, мы молимся больше, чем остальные, мы – первые».

То есть, у всех есть это искушение. Искушение быть первыми, чувствовать себя первыми. А тогда мы начинаем требовать от других, требовать себе больше, чем получают другие люди. Если мы первые, то мы должны и вознаграждены быть больше. Тогда что мы требуем? Мы требуем, во-первых, от людей. От людей мы можем требовать, чтобы нас принимали во внимание, чтобы с нами как-то считались, слушали наше мнение, чтобы с нами здоровались ,когда приходим в церковь; признания нашей важности, нашего первенства; уважения, чтобы нам оказывали уважение, уступали нам место поближе к священнику, к настоятелю за чаем, например, или что –то еще в этом роде. Этого мы требуем от людей.

От Бога мы тоже начинаем требовать, пускай не совсем сознательно, но требовать благополучия. Бывают люди, которые говорят: «Я всю свою жизнь посвятил Церкви, Богу. А Бог что мне за это дал? Как был, так и остался, либо еще хуже стало». То есть, нет материального благополучия. Помощи в каких-то материальных вещах или даже не совсем материальных: в семейных отношениях, в дружеских, вообще в отношениях с другими людьми. Требовать духовного утешения, Божьей благодати, чтобы переживать и радоваться времени молитвы, которое проводим в церкви либо дома, как это было когда-то и теперь не так сильно ощущается. Мы начинаем требовать.

Что сделали эти работники из притчи? Они начали требовать: «Ты сравнял остальных с нами. А ведь мы пришли первыми». Когда мы не получаем такой эксклюзивности, то начинаем завидовать, хотим большей награды, чем остальные за наши мнимые привилегии, за наше первенство, но забываем слова Христовы, которые Он обратил как раз к первым, к Апостолам: «Кто хочет быть первым, будь всем слугою», то есть, вот как должен ставить себя человек, который имеет какие-то качества первенства. Мы забываем, что награда, которую Бог дает за наши труды – это жизнь вечная и эта награда нами не заслужена. В том смысле, что она не пропорциональна тем усилиям, которые мы приложили в нашей жизни. Она намного больше, намного превосходит то, что мы сделали для Бога.

Что мы можем заслужить своими силами? – Ничего. Жизнь вечную никто не может заслужить. Бог нам ее дарит. Бог нам дарит вечную жизнь и как бы делает вид, что мы ее заработали, что мы ее заслужили. То есть она как будто бы нами заслужена, но на самом деле это – Божий дар, который бесконечно превосходит все те усилия, которые мы приложили для его достижения. Мы хотим награды за наш труд в Церкви, за наш труд в Божьем винограднике. В притче виноградник Бога – это Церковь. Но мы не понимаем, что сам труд, то есть сама возможность работать в Божьем винограднике – это уже незаслуженная нами награда, это уже честь, данная Богом нам. Служить Ему в Его Церкви – это уже само по себе награда.

Мы завидуем. Зависть. Слово «зависть, завидовать» от чего происходит? За-видовать – вид, видеть – видеть за. Видеть что-то за реальностью, но не в том смысле, что мы видим какую-то глубинную реальность, а в том, что мы придумываем себе что-то, что превосходит то, что есть на самом деле. Зависть – это видеть неправильно, это придумывать то, чего нет. Это значит, как говорит в притче этот хозяин: «Друг, я не обижаю тебя, не за динарий ли ты договорился со мной? Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив?» То есть глаз, взор твой ненормальный, нездоровый. Что это значит? Что он видит не как полагается.

Бывают разные глазные болезни, например, близорукость. Святой Иоанн Златоуст сравнивает зависть с близорукостью и косоглазием. С косоглазием, когда оба глаза смотрят вместе, и говорит: «потому что очи обращены не туда, куда надо, а смотрят на себя» То есть человек как бы смотрит на себя самого обоими глазами. И ещё говорит: «Зависть – это такое косоглазие, когда мы не смотрим на благо, которое Бог творит, а смотрим только на себя», то есть на свое личное эгоистичное благо.

Что такое зависть? Завидовать, значит находить злое в том, что на самом деле доброе, видеть в том добре, которое получают другие, зло для себя. Другому сделали добро, похвалили незаслуженно, оказали ему такую честь, то есть дали ему больше, чем он заслуживал. И это благо для этого человека, а я в этом вижу зло для себя. Это значит, завидовать, воспринимать доброту Божию по отношению к другому человеку, как нечто злое. То есть думать, что добрый Бог на самом деле злой. Это ж какое неправильное видение, неправильное понимание! Как брат блудного сына – вспомним притчу о блудном сыне. Когда сын пришел, отец закатил пир, а брат не захотел прийти, обиделся, завидовал и обвинил милосердного отца в несправедливости, в том, что он несправедлив с ним, оказав столько чести тому, кто ее не заслуживал.

Поэтому сегодня попросим Господа нашего Иисуса Христа избавить нас от зависти, дать нам силы и радость самоотверженно трудиться в Его винограднике, то есть в Его Церкви. Приводить в Его виноградник новых работников, то есть новых людей и радоваться за них, радоваться тому, что Бог столькими благами их одаривает.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 24.09.2017