ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ «UT UNUM SINT»:

Папа Иоанн Павел II

Папа Иоанн Павел II

ДАР И ВЫЗОВ ЕДИНСТВА (1995 г.) (печатается в сокращении)

Своей Энцикликой об экуменизме «Ut Unum Sint», Святейший Отец сделал свой личный вклад в поиск единства между христианами и в сопутствующее ему испытание совести.

Эта энциклика направлена не только всем верным Католической Церкви, но «моим братьям и сёстрам из других Церквей и церковных общин».

Папа заявляет, что экуменический путь – это путь Церкви: «Это единство, дарованное Господом Своей Церкви, в котором  Он желает вобрать всех людей, нельзя считать чем-то привнесенным: оно представляет собой саму суть Христовой миссии. Равным образом оно не является каким-то вторичным признаком, характеризующим общину Его учеников, но лежит в самой ее основе» (п. 9).

В своем размышлении об экуменизме Папа делает сильный акцент на молитву «Если, несмотря на разделения, христиане смогут укреплять своё единство в общей молитве, сплачиваясь вокруг Христа, они ещё сильнее поймут, сколь немногое их разделяет в сравнении с тем, что объединяет» (п. 22). Молитва и экуменизм – это две реальности, тесно между собою связанные. Ведь без молитвы даже самая напряжённая активность может оказаться нерезультатной, и так же богословский диалог или любое другое делание без искренней молитвы останется без какого-либо заметного и удовлетворяющего прогресса.

«Дерзновенное свидетельство многочисленных мучеников нашего века», принадлежащих ко всем Церквам, «полагает новую силу в Соборный призыв, и обязывает нас принять и осуществить его требование» (№ 1). Во всех Церквах, ни в одном веке не было столь многих мучеников за веру Христову, как в прошедшем XX столетии. Если верно то, что пишет о преследовании христиан в III веке церковный автор Тертуллиан, т.е. что кровь мучеников – семя новых христиан, то мы можем сказать, что кровь столь многочисленных мучеников всех Церквей, как Православной, так и Католической, – семя единства Католической и Православной Церквей.

Но к какому единству стремится Католическая Церковь? «Экуменизм как раз и направлен на то, чтобы способствовать возрастанию частичного общения между христианами до полноты общения в истине и любви» (п. 14). Наивысшая степень полноты общения должна найти своё выражение в совместном совершении Евхаристии”

«Для Католической Церкви общение христиан – не что иное, как проявление в них благодати, которой Бог делает их причастниками общения с Ним Самим, то есть Его вечной жизни» (п.9)

Энциклика напоминает нам, что крещение создаёт таинственное единство для всех христиан (п. 66; UR, п. 22) С одной стороны, подтверждается, что мы, католики, разделяем с Восточными Церквами одни и те же таинства (п. 50 и 62). С другой же ясно выражается, что существуют разногласия с другими Церквами и церковными общинами, возникшими вследствие Реформации, которые: «за отсутствием таинства священства не сохранили подлинной и цельной сущности Евхаристической тайны» (п. 67).

Энциклика говорит о том, что единство, существовавшее в первом тысячелетии, «в определенном смысле теперь выступает для нас как образец».

Как на практике, так и в своих официальных документах Католическая Церковь утверждает, что «единство поместных Церквей с Церковью Рима, и епископов этих Церквей с Епископом Рима является необходимым условием – согласно замыслу Божьему – для достижения полного и видимого единства» (п. 97). Действительно «Католическую Церковь отличает сознание того, что она сохранила служение преемника апостола Петра… которого поддерживает Дух, дабы он давал возможность всем прочим быть причастными к этому важному благу» (п. 88). Однако Святейший Отец осознаёт, что такое видение «оборачивается трудностью для большинства христиан, в памяти которых продолжают жить некоторые мучительные воспоминания» (п. 88). Но в тоже время его радует тот факт, что вопрос о первенстве в Церкви стал объектом изучения, он обсуждается на экуменических встречах, не только на тех, в которых участвует Католическая Церковь, но и вообще в экуменическом движении. ). В этой связи Святейший Отец принимает на себя особую ответственность: «Со вниманием относясь к обращённому ко мне требованию, найти такую форму первенства, которая, ни в коей мере не поступаясь тем, что для него характерно, была бы открыта новой ситуации» (п. 95).

В заключение Папа пожелал «вести терпеливый и братский диалог на эту экуменизма, диалог, в котором, оставляя тщетные споры, мы могли бы слушать друг друга, помня лишь о том, чего Христос желает для Своей Церкви, и глубоко вдохновляясь Его молением: «Да будут все едино… Да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21) (п. 96).

О. Юзеф Май SJ (по материалам в г. «Свет «Евангелия»)