Этот отрывок Евангелия всегда привлекает столько внимания. Привлекает эта женщина – Хананеянка. Хананеянка – значит язычница, из народа хананеев, которые проживали в той земле, в Святой Земле в те времена. Эта женщина, которая не принадлежала народу Божьему и которая пришла просить о чуде, об исцелении своей дочери у Иисуса Христа. Примечательна эта история тем, что Иисус Христос, если несколько упростить, оскорбляет эту женщину своими словами, а женщина не отступает и не обижается на те слова, которые слышит из уст Иисуса Христа. Святой Иоанн Златоуст, когда комментирует этот отрывок, говорит так: «Удивительна мудрость этой женщины». Эта женщина мудра. Она не посмела противоречить Иисусу Христу. Она не опечалилась из-за того, что похвалили других. Иисус Христос сказал об иудеях, что они погибающие овцы Израиля и что они – дети, а она – нет. Она не сникла из-за ранящих ее слов, сказанных ей в лицо, да еще и прилюдно, при свидетелях, но сказала: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф 15, 27). Она не отступила.

Когда мы читаем это Евангелие, то можем вспомнить другую цитату Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5, 5). Эта хананеянка является примером того, как мы должны обращаться к Богу, и что мы должны думать о себе, предстоя перед Богом. Что сказали этой женщине? Что она недостойна, что нет в ней ничего достойного того, чтобы ее просьба была услышана, чтобы на ее просьбу ответили. А мы часто, наоборот, думаем о себе, что мы достойны чего- то, достойны быть услышанными, достойны, чтобы на нас обратили внимание. «Я достоин большего. Почему на меня не обращают внимания? Почему другие не обращают на меня внимания, не оказывают мне той чести, того уважения моих прав, моего достоинства? Почему Бог не обращает внимания на мои молитвы?»

Эта женщина могла бы сказать то же самое, то есть начать противоречить, говорить: «Нет, я не собака!» Но она так не сказала. Она могла оскорбиться из-за того, что ее так обозвали. Причем, это слово – «собака, пёс» на Востоке одно из самых оскорбительных, но она приняла это слово, взяла эту характеристику себе, сказала так: «хорошо, я собака, но даже и псы получают крохи, которые падают со стола детей». Она не опечалилась, то есть не загрустила из-за того, что других хвалят, а её – нет, её презирают. Она была смиренной. Она могла бы обидеться и уйти, сказав: «Ну, ладно, если меня здесь не любят, если меня презирают, обзывают, если здесь унижают мое достоинство, то тогда я уйду». Таким образом, попыталась бы сохранить свое мнимое достоинство. Но она этого не сделала, она признала себя тем, чем Христос ее назвал. Признала себя недостойной, признала себя практически ничем. И Христос ответил: «о, женщина! велика вера твоя» (Мф 15, 28).

Этот ответ Иисуса Христа немного странный, потому что Христос говорит о вере. Но тут речь вроде бы шла не о вере, а о достоинстве. Достойна, или недостойна, чтобы просьбы были услышаны? А Христос говорит о вере. Что такое вера? Вера – это уверенность в вещах, которые мы не видим, то есть это некоторое знание. Знание, которое не основано прямо на внешнем опыте, чувственном опыте. Это знание. Вера – это знание по отношению к чему? Это знание Бога, кто таков Бог, каков Его замысел? Это также знание о нас самих как творении Божьем, о нас как части замысла Божьего творения и искупления. Вера – это мудрость, поэтому Иоанн Златоуст говорит: «удивительна мудрость этой женщины», удивительно то, что она понимает.

В чем же состоит мудрость? В том, что мы знаем реальность, мы знаем более или менее, то есть все больше и больше то, насколько велик Бог и насколько ничтожны мы. Узнаём, насколько Бог достоин и насколько мы недостойны. И эта хананеянка как раз и поняла, и приняла с верой то, чем она является, то, чем все мы являемся перед Богом. Перед Богом мы ничто, в сравнении с Богом мы – ничто. Другое дело, что Бог нас любит великой любовью, но мы не можем претендовать ни на что, мы не можем качать наши права перед Богом, говоря: «Мы требуем, чтобы Ты ответил на наши молитвы, чтобы Ты сделал это, или то». Не можем ничего от Него требовать. То есть чем больше и крепче вера, тем больше та мудрость, которую мы обретаем, тем больше должно быть наше смирение.

Ведь что такое смирение? Смирение – это осознание истины, осознание того, чем мы являемся на самом деле, истины о себе самих. То есть велика вера твоя, велика мудрость твоя, велико смирение твое. Есть в русском языке одно слова (видимо перевод с греческого) – «смиренномудрие», то есть где смирение и мудрость объединены в одно слово. Потому что они тесно связаны, потому что мудрость предполагает смирение. Плод мудрости – это смирение, это осознание, кто мы перед Богом. Поэтому, если мы хотим быть услышаны Богом, мы должны обрести эту веру, глубину этой веры, этой мудрости, глубину этого смирения. Но это не только осознание перед Богом, также и в отношениях с другими людьми. Мы можем обижаться, когда на нас не обращают внимания, мы можем обижаться, когда нас презирают, когда нас не ценят, можем чувствовать, что наше достоинство попрано, что наши права не соблюдаются. Но если мы подумаем: «А действительно, что мы можем требовать, какими нашими заслугами мы можем похвастаться? Да никакими. Мы должны быть, как перед Богом, смиренными. Так и в отношениях с другими людьми – смиренными».

Понятно, что это не значит, что не нужно защищать права людей, свои собственные права, которые основаны не на наших заслугах, которые основаны на Боге. Боге, Который создал нас по образу Своему и подобию. Но это не значит, что это наша заслуга, что мы такие и обладаем великим достоинством, наоборот, нашими грехами мы всегда попираем собственное достоинство. Но самое главное, что мы должны стремиться достичь – это смиренномудрие, это мудрость и смирение, каких достигла эта женщина, хананеянка.

Поэтому попросим сегодня по заступничеству Пресвятой Богородицы, Которая является примером этого смиренномудрия, будучи самой достойнейшей среди людей, без греха, без пятна греха, которая все равно была смиренной, попросим ее и там тоже достичь этого смирения. Этого смирения, которого так много христиан не могут достичь. Мы христиане, которые должны были бы быть примером для всех остальных. Этого смирения, которого люди мудрые, не христиане, достигали. Достигали, известный пример, это Сократ, который был самым мудрым в Афинах, но который о себе говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю», то есть те мои знания, которые у меня есть, они ничтожно малы. Только с мудростью обретается смирение. И качество мудрости – это смирение. Попросим тогда по заступничеству Пресвятой Богородицы, возрастать в вере, то есть возрастать в мудрости и, значит, возрастать в смирении.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 20.08.2017