Первое чтение сегодня очень примечательное. Оно повествует о явлении Бога пророку Илии на Божией горе Хорив. Явление, в котором Бог противопоставляет тишине и спокойствию другие вещи. Что противоположно тишине, внутреннему миру? Противоположен хаос, борьба, кипение страстей, буря, крики, заботы. Тишина и спокойствие, согласно первому чтению, это то место, где пребывает Бог. Противоположное им: это ураган, землетрясение, огонь – в них нет Бога. Поэтому мы видим, что в тишине пребывает Господь.

Пример Иисуса Христа в Евангелии тоже показывает нам тишину. Иисус Христос после насыщения народа отпустил его, взошел на гору помолиться наедине и вечером оставался там один. Христос ищет тишины. Тишины, чтобы молиться, чтобы встретить Своего Отца.

Опыт учеников Иисуса Христа. Наверное, специально Иисус Христос поставил их в такую ситуацию. Они отправились на лодке одни без Христа и попали в шторм. Попали в бурю, не в землетрясение, но в море, которое сильно волновалось и угрожало их поглотить. Может быть, были молнии, которые тоже угрожали поразить их лодку. Они плыли без Христа, и они находились не в тишине, не в спокойствии, а в кипении – кипении бури, кипении страстей. Но когда Иисус Христос пришел к ним, когда Христос вошел в лодку, буря утихла, сильный ветер утих, наступила тишина.

Это чудо, которое Иисус Христос совершил, – укрощение бури, это хождение по водам, оно произошло после другого чуда. Сегодня Евангелие следует за другим отрывком, в котором Христос насыщает множество народа умножением хлебов. Это чудо, которое совершилось как раз до укрощения бури, было причиной, наверное, возникшей не тишины, потому что люди хотели сделать Христа царем. Был большой ажиотаж после этого, много эмоций. И Иисус Христос удаляется от них на гору. Но это чудо, мы знаем, указывает на Евхаристию, на то, как Христос насыщает множество народа, насыщает Своим Телом, Своей Кровью.

И, можно сказать, что второе чудо, о котором мы читали сегодня, которое говорит о тишине, о спокойствии, тоже указывает на Евхаристию. Как тишина наступила среди апостолов в море после того, как Христос вошел к ним в лодку, так и в нашем сердце должна наступать тишина после того, как Христос входит в него, в наше сердце, в нашу душу, в нашу лодку, как Христос входит в него в Святом Причастии.

Эта тишина, к которой все мы должны стремиться, которую все мы должны стремиться обрести. Обрести, потому что только в ней мы находим Бога, в ней мы встречаем Христа. Когда мы окружены бурями, шумом, кипением страстей, то мы удаляемся от Бога. Наши эмоции, заботы, сражения – те вещи, которые наполняют наше внимание, наш ум и наше сердце, они удаляют нас от Христа. И поэтому нам нужно пользоваться любой возможностью, чтобы в тишине быть с Богом наедине. И особое время, когда мы должны искать этой тишины – это то время, которое связано с Евхаристией, со Святым Причастием.

Время поклонения Святым Дарам – это время тишины, когда мы пребываем со Христом в тишине, наедине. Время Святой Мессы, хотя во время Мессы мы много поем, говорим, слушаем, читаем, однако и во время Святой Мессы есть моменты для этой тишины. Момент после Святого Причастия, когда мы должны остановиться, забыть обо всем, вспомнить о том, что Христос вошел в наше сердце; момент по окончании Святой Мессы: мы не должны, как часто бывает, сразу начинать общаться со всеми, кого мы встретили сегодня в храме. С ними надо общаться, но, прежде всего, нужно общаться с Богом, нужно еще раз хотя бы пять минут побыть со Христом наедине. Как были рады Христу апостолы, когда Он вошел к ним в лодку, так и мы будем рады, когда Христос входит в наше сердце.

Поэтому можем сегодня попросить об этой благодати для нас: пусть морские волны, то есть волны житейских забот успокоятся на это время, на время Святой Мессы, на время после причастия и пусть только веяние тихого ветра, в котором присутствует Бог, пусть только оно наполняет наши души, пусть оно ласкает наше сердце.

о.Андрей Старцев.

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 13.08.2017