«Придите и научитесь от Меня, ибо Я кроткий и смиренный сердцем».

Кроткий и смиренный Христос, а мы, обычно, горделивы. Эта наша гордыня проявляется всегда по-разному, но одним из ее проявлений является желание признания. Признания со стороны других людей. Мы хотим признания, или признательности, когда мы что-нибудь делаем. Чтобы нам были признательны. Хотим признания на работе, в своей семье, в Церкви. Однако, есть еще одна вещь, которая помогает нам немножко прийти в себя. Второе чтение, которое мы сегодня слышали (послание апостола Павла к римлянам), слова такие: «Итак, братия, мы не должники по плоти, чтобы жить по плоти;… если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Ср. Рим 8, 12-13). Должники по плоти – наверное, можно перевести так: те, кто должны мирскому, плотскому. Говоря: «вы не должники по плоти», мы можем чуть-чуть перефразировать или добавить к словам апостола Павла: «вы – должники по духу». То есть, все-таки, мы – должники.

Но обычно человеку не хочется быть никому ничем должным. Быть должником означает, что я кому-то обязан. Мы предпочитаем, чтобы нам возвращали долги, чтобы по отношению к нам другие были должниками, чем мы сами к другим должникам. А признание со стороны других людей и признательность – это, своего рода, долг, который мы от них требуем. То есть признательность со стороны окружающих – это возмещение долга по отношению к нам с их стороны. И это желание признания, желание признательности влечет за собою последствия.

Если нам не признательны за добро, которое мы делаем, то мы обижаемся. Обижаемся и иногда, или часто, перестаем делать добро. То есть, если я оказал моему другу одну услугу, вторую услугу, третью, а он этого как бы не замечает, то есть не признателен, не признает этого, то я больше не буду ему помогать. То же самое может быть в семье: дети один раз помыли посуду, второй раз помыли посуду, никто им спасибо не сказал – перестали делать, никто не похвалил – перестали делать. И в храме может быть: кто-то пришел, помог один раз, второй раз – никто за это спасибо не сказал – перестали помогать. Когда нет признания, то мы перестаем делать добро – это одна сторона медали.

Когда есть признание, признательность, то тут появляется наша гордыня, тогда мы начинаем гордиться, превозноситься над другими: «я много делаю в своей семье, то есть слушайте меня». Мы же не должны искать признания, не должны ожидать признательности со стороны других. Почему мы не должны этого делать? Потому что мы сами являемся должниками, не только другие. Да, мы можем считать более или менее, что они наши должники, когда мы что-то доброе им сделали. Но прежде всего, мы должны осознать, что мы должники еще большие. Мы – должники у Бога.

Все наши добрые дела, которые мы делаем, это лишь ответ с нашей стороны на все то, что Бог сделал для нас и постоянно делает. Но мы боимся оказаться должниками, еще больше боимся оказаться в долгу, который нельзя оплатить, то есть в неоплатном долгу. А перед Богом мы большие должники, потому что обязаны Ему всем: мы обязаны Ему нашей жизнью, тем, что мы живем, нашим существованием; мы обязаны Ему нашими способностями – тем, что у нас есть, чем мы можем пользоваться, чем мы можем обеспечивать себя, наших близких; мы обязаны Ему нашей историей – тем, что в нашей жизни произошло хорошего. Этот долг нам никогда не вернуть Богу в полной мере. И Бог не ждет, что мы сможем его вернуть, Он знает, что это невозможно.

Что же мы можем дать Богу за все те блага, которыми Он нас наделил? Чем мы можем Ему ответить? Например, признательностью. То, чего мы ожидаем от других, – это то, что сами мы должны Богу. Можем ответить признательностью, можем ответить Богу ответной любовью. Любовь, которой мы отвечаем на любовь Божью, проявляется по-разному, как любовь Божья проявляется по-разному и в стольких его делах. Наша любовь проявляется в желании послужить Богу, сделать что-то для Него. Она появляется, когда мы в полной мере, или не в полной, но хотя бы частично, осознаем, как Бог нас любит, сколько Он нам давал и дает. И тогда у нас возникает желание что-то сделать для Него, чем-то Ему ответить. И не только желание, но и попытка реализовать эти желания, то есть, что-то сделать для Бога. Сделать для Бога то, что Он просит – любить наших ближних, помогать нуждающимся, пытаться наставить тех, кто заблуждается. То есть через дела милосердия.

И наша любовь, которая осознает с великим смирением, что мы – должники Божьи, со смирением – что мы должники не столько в деньгах, не столько в имуществе, которое у нас есть, осознает, что мы должники перед Богом в любви. То есть, если мы подумаем: «Бог нам все дал», – это слишком материально. То есть, мы можем перечислять вещи, которые мы получили, способности, которые мы получили, жизнь, которую мы получили – но все это только проявление любви Божьей. Если мы подумаем дальше, то осознаем, что Бог любит нас так сильно, что мы, даже если очень постараемся, никогда не сможем адекватно на эту любовь ответить, что мы в долгу перед Богом, прежде всего, в любви, должники любви.

Богу мы должны любовь. Если же мы должники перед Богом, то мы не должны превозноситься над другими, не должны требовать от них признания, признательности, потому что мы сами должны, должны больше.

Вспомним притчу, которую Иисус Христос рассказывал об одном должнике, который должен был много денег. И ему простили. А потом он вышел и поймал одного своего друга, который был мало должен и никак его не мог простить. То есть оба были должники друг перед другом. Мы – должники перед Богом. Должники в любви, в милосердии. Мы должники тогда и перед другими, и не должны требовать от них признательности за те добрые дела, которые мы для них делаем. Иисус Христос говорит в Евангелии сегодня: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф 11, 29). Что это за иго? Это иго Христовой любви. Какое иго Он понес? Крест – жертву, которую Он принес ради нас – проявление Его любви. Взять иго Христово – это взять иго любви, то есть любви бескорыстной, которая распространяется на всех людей, на наших ближних. «Возьмите иго Мое на себя. Научитесь от Меня – говорит Иисус Христос, – ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29).

Опять кротость и смирение. Христос, Который Сам есть Бог, учит нас смирению. А мы с большим основанием должны быть смиренны перед Ним, Которому всем обязаны и перед Которым являемся должниками в неоплатном долгу: в долге любви перед Ним. Мы не должны требовать признательности со стороны людей за те жертвы, которые мы для них совершаем – это лишь наш возврат Богу за ту любовь, которую Он к нам постоянно проявляет. И если мы боимся, что взять иго Христово на себя слишком трудно, Христос нас успокаивает, говоря: «найдёте покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф 11, 29-30).

То есть это иго любви Христовой для нас же является благом, оно легко, а не трудно для нас. Хватит нам того, чтобы себя самих мотивировать, помнить об этом неоплатном долге любви, который мы должны Богу. Это значит, не просто думать о том, что мы должники в каком-то негативном смысле этого слова, но помнить о том, сколько Бог нам дает, как Он нас любит. И память о Его любви всегда провоцирует нас, мотивирует нас на ответную любовь к Нему.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 09.02.107