Сегодня во втором чтении, чтении второго Послания Апостола Павла к Тимофею, мы слышали такие слова: «Возлюбленный: Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым» (2 Тим 1, 8-9). Апостол Павел призывает Тимофея страдать и при этом благовествовать Христа, страдать силою Божьей.
Наверное, никто не хочет страдать. Почему апостол Павел к Тимофею обращается такими словами? Почему людям приходится страдать? Почему приходится страдать христианам? Мы знаем, что страдания – это последствия первородного греха. До падения Адама и Евы страдания не было, оно появилось потом. Мы знаем, что Иисус Христос пришел на землю, чтобы искупить грех, и Своей смертью на Кресте Он искупил грех. По идее, тогда должны были пропасть и страдания. Ведь прошло уже две тысячи лет, почему же мы до сих пор страдаем? Почему люди страдают, хотя Христос уже победил?
Тот, кто ставит такие вопросы, должен быть смиренным, чтобы не думать, что все понимает в замысле Божьем. Такие вопросы возникают: почему мы до сих пор подвержены искушениям, если первородный грех был искуплен Иисусом Христом? Искушения – это следствие первородного греха, не должно бы их тогда и быть. Почему мы страдаем не только физически (болезнями), не только морально, переживая разные трудности, но и духовно, испытывая и терпя поражения в борьбе с искушениями? Почему страдания еще остаются? Для этого нам следует обратить внимание на Евангелие, которое мы сегодня слышали и которое повествует об этом событии: Преображение Иисуса Христа.
Иисус Христос «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф 17, 2-3). То есть, трое учеников, которых Иисус взял с собой на гору, увидели славу Христову, увидели славу Божию, которая, как через призму просияла в теле Иисуса Христа. Христос сияющий, сияет лицо как солнце, одежды сделались белыми, как свет. Мы видим славу Христову, славу небесную, которая уже присутствует в Иисусе Христе. Богословы интерпретируют это так. Великие богословы, например, святой Фома Аквинский, говорит, что это было, можно сказать, натуральное состояние Иисуса Христа. Что этой славы не было видно в остальное время, это было необычно, но Бог так захотел, Христос так захотел, чтобы эта Божья слава не была видна, она как бы не проходила через Его плоть. Чтобы плоть могла страдать, чтобы иметь возможность совершить жертвоприношение, принести Себя в жертву, чтобы иметь возможность совершить искупление. Но эта слава уже в полноте сияет после Христова Воскресения в Его славе.
Об этом мы читаем, например, в первой главе книги Откровения Иоанна Богослова. Пишет святой Иоанн: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому» – Сын Человеческий – это титул, которым себя Христос называет, – «облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся» (Откр 1, 12-17).
Похожее совершилось и при Преображении, когда пали от страха ученики Христовы, что произошло: «упали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их» (Мф 17, 6-7). И тут коснулся Иоанна и сказал: «Встаньте, не бойтесь». И здесь говорит: «не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр 1, 18). Получается, что в Иисусе Христе небесная слава, которая после Его Воскресения уже видна, была сокрыта, но все-таки присутствовала при Его земной жизни. И она была сокрыта. Эта же тайна присутствует и в жизни христиан, в жизни верующих.
Мы знаем, что смертью и Воскресением Иисуса Христа для нас уготована небесная слава. Для нас уготована та слава, которую Христос получил, подобная Ему слава, радость от общения с Богом лицом к лицу. Эта слава, эта радость ожидает нас в следующей жизни. Но в этой жизни, в нашей жизни на земле, она тоже присутствует, уже присутствует. Она есть уже, но еще не раскрылась во всей полноте. Как она присутствует? Она присутствует в нашей жизни, когда мы общаемся с Богом, когда молимся. Мы ей радуемся, когда участвуем в таинствах, особенно в таинстве Евхаристии, когда принимаем Тело и Кровь Христовы, когда соединяемся с Самим Христом.
Но она бывает и сокрыта. Есть моменты в нашей жизни, в которые мы испытываем огромную радость от общения с Богом, как испытывали трое апостолов в момент Преображения. И нам тоже хотелось бы сказать, как и апостолам: «Сделаем три кущи, чтобы нам здесь быть, быть с Тобою и радоваться этой радостью, которой мы радуемся». Но она проходит и наступает время трудностей, и Бог как бы скрывает Свою славу, скрывает Свой свет, скрывает Свое лицо затем, чтобы и мы тоже имели возможность пострадать. Почему Бог совершает это?
Сложно ответить на этот вопрос, но есть одно слово, которое используется в Священном Писании. Это слово – участие. Мы участвуем со Христом в Его славе: будем в полноте участвовать во Христе, в Его славе в вечной жизни. И уже в этой жизни мы участвуем несовершенным образом в этой славе, в этой радости в те моменты духовного утешения, которое мы получаем. И Божией благодати: мы тоже участвуем. Участие – это значит принять часть, это значит становиться участником, приобщиться к тому, что Божие. Но кроме этого мы также участвуем и в другом.
Мы участвуем в деле нашего искупления, посредством которого мы достигаем этой славы. Дело искупления Христос совершил на Кресте посредством Своих страданий. И мы участвуем в деле нашего искупления нашими же страданиями. Нашими физическими страданиями, нашими болезнями, нашими душевными страданиями, теми трудностями в испытаниях, которые мы переживаем психологически, нашими духовными страданиями, трудностями, которые мы испытываем, осознавая нашу нищету, слабость, неспособность противостоять искушениям. Боль от падений во время впадения в грех, впадения в искушения – это тоже страдания, которые мы переживаем. Но через эти страдания, этими нашими страданиями мы участвуем в страданиях Христовых. Чтобы, таким образом, пройдя через эти страдания, участвовать и в Христовой славе.
Поэтому время Великого Поста – это время, когда мы совершаем какие-то жертвы. Жертвы, которые мы приносим Христу, жертвы, которые мы приносим Богу. Но мы не приносим их просто как плату для того, чтобы нам спастись, мы совершаем эти жертвы, чтобы нам соединиться со Христом страждущим, чтобы нам объединиться с Ним, чтобы и в Воскресение мы были вместе с Ним.
Поэтому попросим Господа нашего Иисуса Христа всегда нам искать этого единства с Ним, и в радости, и в трудностях, и в славе, и в страданиях. Чтобы нам всегда быть с Ним, всегда любить Его, всегда находиться с Ним в единении.
о.Андрей Старцев.
Аудио можно послушать по ссылке Проповедь 12.03.2017