С 18 по 25 января Церковь особым образом молится о единстве христиан, то есть мы сейчас находимся как раз в это особое время. С одной стороны, мы молимся о единстве разделенных христиан, то есть, зная, что есть разделение на католиков, православных, протестантов, молимся о том, чтобы это разделение прекратилось, чтобы снова все вернулись к единству.

К единству видимому, осязаемому и к единству внутреннему, духовному, единству единой Церкви Христовой. Но, кроме этого, кроме молитвы о том, чтобы объединились те христиане, которые видимым образом разъединены, мы также должны молиться, прежде всего, о нашем единстве. О единстве, по крайней мере, католиков, о единстве и нашего прихода, о единстве нашей общины. Потому что среди христиан всегда существует опасность разделения, искушение раскола. Об этом мы и слышим во втором чтении сегодня.

Апостол Павел обращается к Коринфянам, пишет: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор 1, 10). То есть уже в первые годы существования христианства были разделения, существовали расколы внутри общины. Как, например, внутри общины христиан в Коринфе. Каковы причины того разделения, о которых рассказывает апостол Павел, о котором ему рассказали? Разделение коринфян было согласно духовным наставникам, духовным отцам, то есть, от кого они приняли веру. Говорили: «Я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».То есть: «я обратился по проповеди Павла», «я по проповеди Аполлоса,» – тот, кто был следующим за Павлом, «Кифин» – то есть Петра, или «я Христов», то есть, ученик Самого Иисуса Христа, знал Иисуса Христа еще при жизни.

Получается, что причиной разделения, которое было внутри этой общины, разделения в мыслях, в том, что они думают и говорят, была привязанность к пастырям. Для этой общины причина разделения была в этом. Кажется, что не так уж и плохо, любить, особенно быть привязанным к тому наставнику, пастырю, священнику, епископу, который приходится духовным отцом, от которого вера принята. И это, в принципе, неплохо, если только становится препятствием как раз к единству. Павел вразумляет коринфян и говорит: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор 1, 13) То есть, когда совершалось крещение, не говорил он: «Я крещу тебя во имя Павла», но крестил во имя Христа. То есть Павел говорит: «Ваша жизнь заключается в Христе. Вы Христовы. И этого должны, прежде всего, держаться. Должны помнить, что является центром вашей жизни, что является самым главным в вашей жизни. Это объединяет».

В Евангелии мы слышали повествование о том, как Иисус Христос после смерти Иоанна Крестителя уходит и находится возле Галилеи, возле моря Галилейского и призывает первых своих учеников, которые уже Его знали, потому что познакомились со Христом будучи учениками Иоанна Крестителя. Проходит и призывает Симона, называемого Петром и Андрея, Иакова и Иоанна, – тоже братьев. И что мы видим в этом повествовании? Что они, бросив все, то есть, бросив то занятие, которым занимались прямо в тот момент, последовали за Христом. А чем они занимались? Они занимались чем-то недостойным? Чем-то плохим? Чем-то, за что можно укорить?

Петр с Андреем рыбачили, то есть работали. Не рыбачили, как мы рыбачим, чтобы отдохнуть чуть-чуть и принести домой похвастаться: «Вот я рыбу поймал!» А для них это была работа, для них это было пропитание. Пропитание не только для них лично, но и для их семей, для их родителей, родственников, то есть занимались достойными вещами. Также Иаков и Иоанн сидели в лодке со своим отцом и чинили сети. Тоже ничем плохим не занимались, были со своим отцом, со своими родителями, но Христос их призвал, и они, зная, что Христос главнее всего, сразу все оставили и пошли за ним.

Христос призывает и нас следовать за Ним, чтобы быть Его учениками, чтобы быть Ему близкими. Он является Тем, Кто хранит единство между нами, Его учениками, как сохранял единство и между Своими учениками, апостолами, теми, кто были Его учениками при Его земной жизни. Христос – Тот, Кто является творцом единства. Он и молился: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17, 21). То есть Мои ученики, уверовавшие по слову Моему и слову апостолов, да будут едины.

Он – творец единства. Христос также является основанием и для восстановления единства, в том числе, и в нашей приходской общине. Как Христос является этим основанием, как Он восстанавливает? Именно как Личность. Да, как Бог и Спаситель. А также Он является фундаментом, залогом нашего единства, если все мы Его любим и исполняем Его волю, хотим, по крайней мере, стараемся исполнять Его волю.

И это: любовь ко Христу, исполнение Его воли – для нас самое главное. Если это самое главное, то единство будет. Но какие тогда могут быть причины разделения? Ведь мы все это вроде знаем. Знаем, что Христос должен быть центром жизни, что мы должны Его любить, любить Бога превыше всего. Откуда берутся причины этого разделения, раздора, раскола? Потому что Христос, хотя в теории мы знаем, что должен занимать первое место, в нашем сердце это первое место теряет. И мы этого может даже не замечаем.

Когда Он теряет это место? Когда мы начинаем руководствоваться чем-то другим в нашей жизни, чем волей Божьей, чем тем, чему учит Христос, чем Самим Христом. Когда у нас появляются какие-то другие убеждения, может быть, немножко основанные на Евангелии, но часто просто наши личные суждения, предубеждения. Суждения скоропалительные, необоснованные, о том, каким все должно быть: какой должна быть Церковь, каким должен быть приход, какими должны быть все остальные прихожане, сестры, священники, что все должны делать. И у каждого свое видение. И это видение часто обусловлено не столько Евангельской истиной, не столько тем, чему Христос учит, сколько просто личными предпочтениями, которые мы не испытываем, не проверяем, не сопоставляем: а действительно ли Христос этого хочет, или это просто мое? И тогда между нами начинаются разделения.

Разделения поэтому могут происходить по разным причинам. Во-первых, когда место Христа занимает какой-нибудь нами любимый пастырь, духовный человек, святой человек может быть даже. Во-вторых, когда место Христа занимают наши предубеждения, наши суждения, то есть когда есть что-то, чем мы руководствуемся прежде, чем Христом, прежде чем тем, чему Христос учит, к чему Он нас призывает.

Поэтому мы, прежде всего, должны посмотреть: каждый из нас лично, со своей стороны, не кидает ли камень в стену Церкви Христовой, в стену нашего прихода, не вносит ли разделение как раз тем, что мы больше следуем себе самим, чем Христу. И попытаться найти, где мы в этом согрешаем, чтобы исправиться, чтобы нам стать вместе со Христом строителями нашей общины, нашего прихода, нашей Церкви, сильной и единой во Христе.

И тогда мы тоже сможем стать залогом восстановления единства и в больших масштабах единства между разделенными христианами. Попросим во время  этой Святой Мессы у Господа нашего Иисуса Христа основания Церкви своей, благодати чтобы нам быть соучастниками в этом Его строительстве единой Церкви, сообщества людей, которые едины в любви друг с другом, едины в духе, в мыслях и словах, и которые жаждут спасения.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке

о. Андрей Старцев – Проповедь 22.01.2017