В начале было Слово. И Слово стало плотью и обитало с нами. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Церковь сегодня на этой Мессе, которая называется Месса в Рождество, но днем, предлагает нам это Евангельское чтение – Начало Евангелия от Иоанна, Иоанна апостола, Иоанна, которого называют богословом. Богослов по-гречески – теолог, где также присутствует слово «логос». Греческое слов «логос» очень емкое по содержанию и имеет очень широкий смысл. Оно, с одной стороны, означает собственно «слово», то есть то, посредством чего мы общаемся, оно означает также и смысл, который содержится в слове, и также оно используется для указания на ум, на разум, который эти слова рождает. Почему Церковь дает нам это Евангелие сегодня? Оно о Рождестве Иисуса Христа мало говорит, оно говорит: «И Слово стало плотью» (И
н 1, 14) – в этом все. Церковь его дает нам сегодня, потому что в этом Евангелии содержится глубокий смысл. Что же такое – Божье воплощение? Воплощение Сына Божия, воплощение Слова Божия – это великая тайна, которую мы сегодня празднуем, празднуя Рождество Иисуса Христа, празднуя приход Сына Божия на землю.

Чтобы объяснить тайну воплощения известный католический святой, богослов и доктор, учитель церкви Святой Фома Аквинский, в одной из своих катехетических работ, обращенных к простым людям и посвященной объяснению Символа веры, прибегает к различным сравнениям. И вот сравнение, которое он приводит: «На Сына Божия, – говорит Фома Аквинский, – ничто не походит, ничто так не похоже, как слово, зарождающееся в нашем уме». Мы в уме рождаем слова, можем мыслить какие-то слова и понятия, которые зарождаются в нашем сердце. В чем сравнение состоит? Что никто этого слова, которое мы себе представили, о котором подумали, – не знает, пока мы его не сообщим, пока оно только внутри нашего сердца, в нашем уме. Его узнают только, когда это слово сообщается. «Так, – говорит Фома Аквинский, – и Слово Божье». То есть, второе лицо Пресвятой Троицы, пока было только в сердце Отчем, или в недре Отчем, в нутре Отчем Бога–Отца, только Отцом оно было ведомо, только Отец Его знал, знал Своего Сына.

Когда мы воплощаем наше слово, то есть произносим его, тогда оно открывается. И когда Слово Божье воплотилось, приняло плоть человеческую, в первый раз оно было открыто и познано. До Рождества Иисуса Христа, до Его воплощения никто не знал о Слове Божьем, никто не знал, что Бог – Пресвятая Троица. Только с приходом Христа мы узнали о том, что внутри Бога, какова Его внутренняя жизнь. Поэтому это великий дар – сообщение Богом Самого Себя. От этого сообщения, от Божьего воплощения для нас много пользы. Какова же польза? Почему Бог это делает? Почему Он это совершил? Почему Сын Божий, Слово Божие воплотилось?

Польза для нас разнообразная. Во-первых, – говорит Фома Аквинский, – укрепляется наша вера. Почему укрепляется наша вера? Вера существовала и до прихода Иисуса Христа, в Ветхом Завете. Почему укрепляется она сейчас с Его воплощением? Потому что мы верим более очевидцам, чем тем, кто рассказывает, чего сам не видел, с чужих слов. Когда нам рассказывают, например: «Вот в Австралии живут так, –  А ты сам был в Австралии? – Нет – А откуда ты знаешь? – По телевизору видел». А приедет человек и говорит: «Я десять лет прожил в Австралии, сейчас я вам расскажу, как там живут люди». И мы этому человеку верим намного больше, чем тому, кто видел просто какой-то небольшой документальный фильм об Австралии. То же самое с воплощением Слова. Сам Сын Божий, Слово Божие приходит к нам и говорит нам о том, что знает об Отце, от самой вечности, о Боге–Отце, и не просто говорит словами .Да, Иисус говорит словами, но Он Сам – Слово, Слово Божье. Личность Христа воплотившегося есть Слово Божие, обращенное к нам. Он не просто своими словами нам показывает Бога, объясняет нам, каков Он. Он всем Собою, Своею жизнью, тем, что Он делает, тем, что Он есть, каков Он, – олицетворяет это Слово, которое Бог к нам обращает.

Это то, что Бог нам говорит. Христос – это Слово Божье. Бог-Отец обращается к нам через Него, Бог–Отец обращается к нам в Нем, в Христе, или можно сказать, Им Самим, то есть Самим Христом Бог обращается к нам. Это не просто Его посланник, коими были пророки раньше, которые говорили слова Божьи: Бог им сказал, что говорить, – они сказали то, что Бог им велел сказать. Но Христос Сам, – это Слово Божие, обращенное к нам и мы, читая о Нем, познавая Его в молитве и приобщаясь Его в Святом Причастии, становимся общниками этого откровения Божия, Слова Божия, которое произошло через воплощение Христа, благодаря Его рождению.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18). Так заканчивается этот отрывок Евангелия, который мы сегодня слышали. Поэтому первый плод для нас, первая польза – это укрепление нашей веры. «Вторая, – говорит Фома Аквинский, – это возрастание нашей надежды». Почему? И раньше, в Ветхом Завете, люди надеялись, надеялись на спасение Божье, на то, что Бог поможет, и Бог с ними, конечно, напрямую не говорил, говорил через своих посредников, через пророков. Но теперь почему возрастает наша надежда? Потому, что Сын Божий, восприемлющий нашу плоть, приходит к нам. Этот Его приход – это не что-то легкомысленное, Он приходит не ради какой-то прихоти, не по пустяковому делу, а ради величайшего дела. Если Бог воплощается – это событие мирового масштаба, вселенского масштаба, больше которого не будет. Он соизволил принять плоть от Пресвятой Девы Марии, чтобы предложить нам Свое Божество. Стал человеком, как говорят отцы Церкви, дабы человек стал Богом, обожился, чтобы мы обожились, чтобы человек вошел и разделил с Богом Божью жизнь, чтобы мы стали участниками Его жизни. Поэтому наша надежда возрастает. Возрастает, потому что мы видим, каково дело, которое Он совершил. И тогда почему мы можем сомневаться? Мы не должны сомневаться, ибо видим, что если Бог такое сделал ради нас, то не откажет нам в остальных вещах, необходимых для нашего спасения. Наша надежда на наше спасение возрастает.

Третья польза – это воспламенение нашей любви, любви к Богу, ибо нет большего свидетельства любви Божией в том, что Он, Творец, соизволил стать творением. Он все сотворил и захотел Сам стать творением. Будучи нашим Господом, восхотел стать нашим братом; будучи нашим Царем, бесконечно нас превосходящим, захотел стать одним из нас. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин 3, 16). И видя сию любовь, осознание этой любви Божьей, воспламеняет и нашу ответную любовь к Нему.

Сегодня мы особым образом вспоминаем Пресвятую Деву Марию, Богородицу, у нее, свидетельницы и сотрудницы Божьей, соучастницы в этом великом Таинстве воплощения Слова, в деле нашего спасения, в деле возвеличивания, вознесения воспринятой Богом человеческой природы, у нее, у Девы Марии, мы просим сегодня этих духовных плодов в праздновании Рождества Христова. Просим укрепления нашей веры, возрастания нашей надежды и воспламенения нашей любви.

о. Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке

о. Андрей Старцев – Проповедь 25.12.2016