Приветствую всех вас! Прежде всего, наших прихожан, но также и всех гостей, которые сегодня пришли, чтобы разделить с нами этот праздник, эту радость, которую католики, и не только католики, сегодня испытывают. Радость от осознания того, что Христос родился, что Сын Божий пришел на землю. Этот праздник, может быть, не требует глубоких размышлений над тем, что произошло. Этот праздник требует созерцания, то есть взгляда внутренним нашим взором на то событие, которое произошло. Поэтому, наверное, одним из примечательных символов этого праздника являются изображения, которые нам показывают, как произошло Рождение Христа: будь то православные иконы, или как в католической церкви, рождественские ясли, которые вы видите перед собой. Почему мы их делаем? Мы их делаем, чтобы еще раз увидеть, чтобы снова стать очевидцами, какими были пастухи, пришедшие на зов ангелов,; какими были волхвы, которые шли, чтобы увидеть новорожденного Царя; очевидцами, которыми, прежде всего, были Мария и Иосиф, и несколько животных, находившихся в стойле, в котором родился Христос. Стать очевидцами – то есть увидеть глазами, но не телесными глазами (глазами телесными мы видим фигурки, просто изображения), а внутренним взором, душевным взором увидеть Христа-Младенца.
Что мы видим? Мы видим Сына Божия, Который стал Сыном Человеческим. Видим Бога, Который ради нас стал человеком, мы видим Того, Кто держит все в своих руках. Бога, Который держит все в своих руках, и Которого теперь держат человеческие руки, руки Богородицы, руки Его малого творения. Он держит творение, а творение, его тварь, держит Его. Тот, кто наполняет все жизнью, Кто дает жизнь всему существующему, Кто оживотворяет, теперь нуждается в том, чтобы Его жизнь защищали: от опасностей, от холода. Тот, Кто всех питает, дает пищу всему существующему, теперь нуждается в том, чтобы Его Самого питали, чтобы Ему давали есть. Мы видим, каково самоуничижение Бога в этом Таинстве, которое мы созерцаем – Рождество Иисуса Христа, – Бог-Младенец, лежащий в яслях. Мы видим бесконечное смирение Бога, смирение, которое противопоставляется нашей гордыне, нашему стремлению быть первыми, признанными другими. Мы видим беспомощность Того, Кто всемогущ. Беспомощность против нашего стремления к власти, к управлению другими, против желания, чтобы другие нас слушали, чтобы другие нас слушались, были нам послушны.
Бог приходит в образе Младенца, приходит Младенцем. Таким Он дарит нам Сам Себя. Это подарок Самого Себя. Зачем Бог нам Себя дарит в образе Младенца? Он это делает, чтобы спровоцировать нашу любовь к Нему, как нашу любовь провоцируют маленькие дети, которые беспомощны, особенно, если они хорошенькие, добрые, не капризные. Они естественным образом провоцируют, что мы с любовью на них смотрим, с любовью к ним обращаемся. Должно быть очень черствое сердце, чтобы оно не дрогнуло перед маленьким ребенком. А здесь не просто ребенок, здесь – Великий Бог, Бесконечный, Непознаваемый, Который стал ребенком, стал маленьким и тем самым еще больше вызывает в нас эту любовь. Он вызывает в нас удивление. Посмотрим на рождественские ясли, этот образ вызывает у нас удивление: как Величайший Бесконечный Бог теперь помещается в этом маленьком ребенке? Его вид вызывает умиление.
Этот образ – Христос–Младенец в яслях вселяет в наши сердца мир, надежду, укрепляет нашу веру, наше упование на Бога. Ведь если Бог так поступил с Самим Собой ради нас, если Он на столько пошел ради нашего спасения, какие могут быть проблемы? О чем мы можем беспокоиться, если Бог так нас любит? Есть одна итальянская песенка, которую написал итальянский святой, основатель ордена, который, может быть, некоторые из вас знают – это орден Редемптористов, зовут его святой Альфонс Мария Лигуори. Он написал песню, по-итальянски будет Tu scendi dalle stelle (ты спускаешься со звезд). Эта песнь написана очень простым языком, она написана, чтобы создать в наших мыслях этот образ, образ Христа-Младенца, Бога, Который Себя нам дарует. Ее текст в переводе примерно такой:
«Ты спускаешься с небес, о, Царь небес. Ты приходишь в маленькую пещеру. Приходишь в место холодное, ледяное. О, Ребенок мой Божественный! Я вижу тебя здесь дрожащим от холода. О, Бог Блаженный! Сколько тебе стоила любовь ко мне? Тебе, Который является Творцом всего существующего. Тебе не хватает пелены, не хватает огня. О, мой Господь! Мой дорогой Божественный Ребенок! Как эта бедность, которую Ты переживаешь, провоцирует во мне еще большую любовь. Потому что вижу, что эта любовь – Твоя любовь, которая сделала Тебя бедным. Если Бог стал столь малым, если Он отдал Себя в руки людей, если Он пошел на такие трудности, на такие страдания, если Он настолько доверился нам, то как велика Его любовь к нам. Эти мысли вселяют в нас мир».
«Слава в вышних Богу и на земле людям мир» – это слова, которые ангелы пели, возвещая Рождество Христово, и которые мы теперь поем в рождественских гимнах.
Да дарует нам Господь Иисус Христос пережить и сегодня эту радость, этот мир. Да дарует укрепиться нам в вере и надежде, и в уповании на Него, и освободиться от всякой печали, от всяких забот. Ему, бесконечно возлюбившему нас Господу, Слава во веки веков. Аминь.
о. Андрей Старцев
Аудио можно послушать по ссылке