Проповедь Папы Франциска на Мессе Юбилея катехизаторов в воскресенье, 25 сентября, 2016 г.

Во втором чтении апостол Павел предлагает Тимофею, но и нам тоже, несколько близких его сердцу советов. Среди прочего, он увещает «соблюсти заповедь чисто и неукоризненно» (1 Тим 6,14). Апостол говорит просто о заповеди. Это выглядит так, что он намеренно желает удержать наше внимание жестко фиксированным на том, что составляет самую суть нашей веры. И в действительности, святой Павел не предлагает нам разные точки зрения, но выделяет самое главное в вере. И этим центром, вокруг которого всё вращается, этим бьющимся сердцем, которым всё оживотворяется, является Пасхальная благая весть, первая благая весть: Господь Иисус воскрес; Господь Иисус любит тебя и отдал Свою жизнь за тебя; воскресший и живой, Он постоянно рядом с тобой и постоянно ждет тебя. Мы никогда не должны забывать об этом. На нынешнем Юбилее катехизаторов мы просим не терять из виду этот ключевой посыл веры, ее передний край и ее средоточие: Господь воскрес. Нет ничего более важного, нет ничего более актуального, чем этот факт. Всё в нашей вере является прекрасным постольку, поскольку оно связано с этим средоточием, поскольку оно проникнуто Пасхальной благой вестью. Если же что-то отрывается от нее, оно, тем самым, теряет свой смысл, свою силу. Мы призваны постоянно выходить вовне и возвещать вечно новую любовь Господа: «Иисус действительно любит тебя таким, какой ты есть. Так предоставь же Ему место, несмотря на все твои разочарования и нанесенные тебе жизнью раны, подари Ему шанс любить тебя. И Он тебя не разочарует».

Заповедь, о которой упоминает святой Павел, побуждает нас вспомнить о новой заповеди Иисуса: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15,12). Это та любовь, которую Бог-Любовь возвестил миру: не переубеждая, не принуждая принять некую истину, никоим образом не зацикливаясь на каких-то религиозных или нравственных обязательствах. Бог явил Себя через личные встречи, через заботливое отношение к прошлому Своих собеседников, к их земному странствию. Ведь Господь – это не некая идея, а живая личность: Его послание становится нашим достоянием посредством простых и точных высказываний, посредством слушания и приглашения, посредством лучащейся во все стороны радости. Мы не можем должным образом свидетельствовать об Иисусе, когда нам самим грустно, и нам не передать красоту Божию красивыми проповедями. Бог надежды призывает нас жить Евангелием любви в этот текущий момент и бесстрашно свидетельствовать  об этом, не пренебрегая также и новыми формами благовестия.

Сегодняшнее воскресное Евангелие позволяет нам уразуметь, что это значит, любить, а прежде всего, понять, как нам следует избегать известных рисков. В притче речь идет о богаче, не заметившем Лазаря, бедняка, который «лежал у ворот его» (Лк 16,20). Этот богач как будто не чинит никому прямого зла, и ничто не указывает на то, что он – плохой человек. Но на самом деле этот богач болен гораздо сильнее покрытого струпьями Лазаря: этот богач страдает страшной слепотой, поскольку он неспособен видеть что-либо за пределами своего мирка, мирка блистательных пиров и роскошных одежд. Он не может заметить Лазаря, лежащего у дверей его дома потому, что всё, что происходит за этими дверями его не интересует. Его глаза не видят потому, что его сердце бесчувственно. Его сердце поглощено духом мира сего, этим анестетиком души. Этот дух мира сего напоминает «черную дыру», в которую проваливается всё доброе, которая гасит любовь, ибо она переваривает в себе всё без остатка. И в итоге такой человек обращает внимание лишь на внешнюю оболочку и ни на что больше, ибо он стал полностью равнодушным ко всему. Люди, страдающие этой тяжелой формой слепоты, часто и ведут себя как «косоглазые»: они благоговеют перед знаменитостями, перед сильными мира сего, перед теми, кто успешен в этом мире, но отводят глаза от многих современных Лазарей, от бедняков, от страждущих, возлюбленных Господом.

Но Господь призирает на тех, кем пренебрегают, на отверженных миром. Лазарь – единственный персонаж притчей Иисуса, у которого есть личное имя. И это имя означает «Бог помогает». Бог не забывает о нем; Он пригласит его на пиршество в Своем Царстве вместе с Авраамом и в общении с другими страждущими. В то же время богач из притчи даже не назван по имени, и его жизнь пошла в забвение, потому что живущий для себя не пишет историю. А христианин должен писать историю! Он или она должны выйти за собственные пределы, чтобы писать историю! Но тот, кто живет для себя, писать историю не может. Бесчувствие нашего времени производит непроходимые пропасти. И мы погрязли ныне в трясине равнодушия, эгоизма и мирской суеты.

Еще одна деталь рассказанной притчи – это контраст. Роскошная жизнь безымянного богача представлена как исключительно показная и сосредоточенная на себе самой: всё в ней касается личных потребностей и прав. Даже умерший богач настаивает на том, чтобы ему оказали помощь, и требует то, что пойдет ему на пользу. Между тем, бедность Лазаря, сопряжена с огромным достоинством: из его уст не исходит ни жалоб, ни протестов, ни пренебрежительных слов. Здесь содержится важное наставление нам, служителям Слова Христова: мы призваны не афишировать самих себя, не искать собственной славы; не можем мы также и предаваться грусти или скорби. Мы – не пророки уныния, которым доставляет удовольствие копаться в опасностях и отклонениях: мы – не те люди, которые распространяют в собственном окружении горькие суждения об обществе, Церкви, обо всём и вся, загрязняя мир своим негативом. Унылый скепсис не пристал людям, близким Слову Божию.

Но глашатай надежды на Иисуса несет радость и видит далеко; перед ним открыты горизонты и никакие стены не закрывают ему их; он способен смотреть поверх зла и прочих проблем, а потому и видит дали. Но, вместе с тем, он столь же хорошо видит и вблизи, будучи внимательным к ближним и их нуждам. Сегодня Господь призывает перед лицом многих Лазарей к тому, чтобы переживать за них, к тому, чтобы искать пути, дабы встретиться с ними и помочь им, не посылая вместо себя других или говоря: “Я помогу тебе завтра, сегодня у меня нет времени, помогу завтра”. Это грех. Время, которое мы отводим для помощи другим людям, это время отданное нами Иисусу; это пребывающая любовь: те наши небесные сокровища, которые мы собираем здесь, на земле.

Итак, дорогие катехизаторы, дорогие братья и сестры, пусть Господь подаст нам благодать, дабы ежедневно обновлялась радость, связанная с первым обращенным к нам благовествованием: Иисус умер, но и воскрес, Иисус любит каждого из нас лично! Пусть Он подаст нам силы, чтобы жить и возвещать заповедь любви, исцеляясь от слепоты и мирского уныния. И пусть Он сделает нас чуткими к бедным: ведь они – не некое приложение к Евангелию, но его важнейшая, всегда и всем открытая, страница.

Перевод «Сибирской католической газеты»

Источник: Сибирская католическая газета